Архивы

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающее направление в работе психолога в 2013-2014 учебном году осуществляется с использованием 3-х программ

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Психологическая азбука»

 Программа «Психологическая азбука» хорошо известна психологам образования, ее первый вариант был разработан более пятнадцати лет назад, и сейчас по программе ведутся занятия во многих школах страны.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (в редакции приказа от 26.11.2010 № 1241) и введенный 1 сентября 2011 года для всех поступающих в первый класс, провозглашает новую цель образования: воспитание, социально-психологическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. ФГОС НОО устанавливает определенные требования к образовательным результатам, достижение которых должно быть обеспечено при освоении учениками программ начальной школы: кроме предметных к ним отнесены метапредметные и личностные результаты.

В связи с переходом начальной школы на обучение по новому образовательному стандарту перед педагогом-психологом встают новые профессиональные задачи психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО, успешно решать которые можно только с учителями начальной школы:

¾                      психологический мониторинг/оценка достижения планируемых школой в Основной образовательной программе начального общего образования образовательных результатов, прежде всего – личностных и метапредметных;

¾                      совместное с учителем проектирование типовых задач формирования универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся;

¾                      участие в формировании УУД (в первую очередь – коммуникативных и личностных) у учащихся во внеурочной деятельности в соответствии с Программой формирования универсальных учебных действий;

¾                      психологическое информирование и просвещение родителей по актуальным вопросам образования детей с учетом психологического мониторинга/ оценки достижений планируемых образовательных результатов (личностных и метапредметных).

Новизна программы

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика, через построение связи между этими пространствами посредством метафоризации психологических представлений – к самопознанию и личностному развитию. Основной принцип, лежащий в основе обучения курсу, — принцип метафоризации, благодаря которому достигается единство общего материала психологии с психологическим материалом конкретной личности.

Цель программы

Главная цель программы – развитие личности ребенка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности, предохраняющими ребенка от излишней «боли самопознания».

Раскрытие творческого потенциала личности ребенка через развитие его познавательной деятельности. Формирование базового умения учиться.

Создание такой ситуации обучения, при которой дети учатся общаясь, и одновременно учатся общаться. Общение позволяет детям выйти на новый уровень самосознания – осознания себя в системе разнообразных отношений, что с одной стороны — является логичным завершением подготовки «питательной почвы» для запуска механизма саморазвития в подростковом возрасте, с другой стороны осуществляет пропедевтическую работу, позволяющую сделать менее безболезненным кризис подросткового возраста.

 Задачи программы

Основные задачи, решаемые программой в первом классе:

¾                     помочь детям быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;

¾                     познакомить детей с базовым понятийным аппаратом и ее предметом;

¾                     учить методам и приемам познания себя;

¾                     учить детей осмысленно относиться к ресурсам человеческой психики с целью их эффективного использования во всех основных видах и формах познания;

¾                     помочь детям осознать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие  всей системы восприятия окружающего мира;

¾                     познакомить детей с имеющимися в науке типологиями индивидуально-психологических особенностей человека с целью осознания ими собственных характеристик;

¾                     познакомить детей с понятиями «ЧУВСТВА» и «ЭМОЦИИ»;

¾                     научить детей осознавать и называть собственные переживания;

¾                     помочь детям осознать в себе задатки и способности;

¾                     ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения.

Основные задачи, решаемые программой во втором классе:

     развитие умения наблюдать и замечать, воспринимать и понимать смысл учебных задач;

  осознание способ выполнения действий;

  формирование навыков самоконтроля, самооценки и рефлексии;

 развитие волевых качеств, произвольности внимания, памяти и мышления;

повышение уровня саморегуляции;

развитие творческого воображения;

развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация)

Основные задачи, решаемые программой в третьем  и четвертом классах:

  развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу; умения отвечать за свои поступки;

знакомство с элементарными понятиями психологии общения;

развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

развитие умения понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности и общении;

знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;

развитие навыков сотрудничества при  решении разнообразных проблем в процессе обучения;

развитие умения добиваться успеха без соперничества;

 развитие самоуважения и уважения к другим людям;

формирование навыков эмпатии и сопереживания;

обучение элементарным умениям саморегуляции в общении.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ»

 

Актуальность программы

 

Федеральный государственный стандарт определяет новые цели образования: воспитание, социально-психологическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Актуальными особенностями психического развития младшего подросткового возраста являются: интерес к собственному внутреннему миру, желание узнать и понять себя. Увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, слабым развитием рефлексивного анализа, что приводит к повышенной тревожности, возникновению чувства неуверенности в себе.

Во избежание подобного рода трудностей или уменьшения их значимости для подростка требуется целенаправленная коррекционная работа. Учитывая возрастные особенности данной категории школьников, формой такой работы может быть социально психологический тренинг – психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы с использованием специфических форм сообщения знаний, обучения навыкам и умениям в сферах общения, деятельности, личностного развития и коррекции.

Новизна программы

 Особенностью программы «Саморазвитие личности» является ее интегративный метапредметный характер. Программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения социальных норм.

Программа «Саморазвитие личности» позволяет психологу организовать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, между взрослым и детьми; оказать помощь подростку в его саморазвитии; научить детей управлять своим внутренним миром, познать себя.

Групповая форма работы:

  отражает общество в миниатюре, дает возможность увидеть и проанализировать в психологически безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения других подростков и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

дает возможность получения обратной связи от детей со сходными проблемами;

помогает решению межличностных проблем; знакомят подростка с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то другим

процессы саморазвития, самоисследования и самопознания не могут быть без участия других людей; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя и повысить уверенность в себе.

Цель программы

§        исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

§   улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

§   изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

§развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

Задачи программы

 

Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

   овладение социально-психологическими знаниями;

развитие способности познания себя и других людей;

повышение представлений о собственной значимости, ценности, формирование положительной Я-концепции;

помощь подростку в выражении себя.

 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

«ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЯТЫЙ КЛАСС»

(с использованием отдельных фрагментов программы Коблик Е.Г.)

Актуальность программы

 Переход к Федеральному государственному стандарту основного общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897, осуществить планомерно возможно не всегда. В ряде случаев при переходе, обучавшихся по  государственным образовательным стандартам до 2010 года, из начальной в основную образовательную школу, возникает необходимость дополнительных занятий по обучению школьников навыкам самоанализа и рефлексии, формированию позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки.

Переход на новую образовательную ступеньку предлагает ребенку в очередной раз испытать свои адаптационные возможности. Посредником в формировании адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях; развитии социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы; формировании устойчивой учебной мотивации детей  может быть социально-психологический тренинг «Первый раз в пятый класс».

 Новизна программы

 Особенностью программы «Первый раз в пятый класс» является ее интегративный метапредметный характер. Программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения социальных норм.

Программа «Первый раз в пятый класс» позволяет психологу способствовать

формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы;      принятию правил школы и класса, установлению норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы;

формированию конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; умению анализировать уже достигнутые успехи;

Формированию понимания критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношения педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, освоение способов работы, способствующих достижению высоких результатов;

формированию адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка;

ориентированию ребенка на процесс деятельности, а не на оценку;

обучению приемам по снижению напряжения в школьных ситуациях; овладению навыками релаксации и работы со школьными страхами;

формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности;

развитию коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуация;

осмыслению личных целей детей на период обучения в 5 классе.

Цель программы

§  способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы;

§      исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;

§  улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

§   изучение психологических закономерностей механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного общения с людьми;

§ развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;

§ формирование установок на здоровый образ жизни; профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, заболевний ВИЧ,СПИД.

 Задачи программы

Тренинг – это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности, в ходе которого решаются следующие задачи:

• формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности;

• формирование устойчивой учебной мотивации детей;

• создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;

• повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков;

• освоение детьми школьных правил;

• выработка норм и правил жизни класса;

• формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях;

• развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

 Возраст детей, участвующих в реализации программы

обучающиеся в 5-х классах  МОУ Таврическая СОШ №1

 Сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы)

Программа рассчитана на 34 часа.

 Режим занятий (дел) занятия проводятся в течение одного академического часа один раз в неделю

 Ожидаемые результаты и способы их проверки

 Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

§                           ориентация на понимание  причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

§                           способность к самооценке

обучающийся получит возможность для формирования

§                           морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Регулятивные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

§                           учитывать выделенные учителем ориентиры деятельности

§                           планировать свои действия

§                           осуществлять итоговый и пошаговый контроль

§                           адекватно воспринимать оценку учителя

§                           вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок

§                           выполнять действия в материале, речи, в уме

обучающийся получит возможность для формирования

§                           проявлять познавательную инициативу

§                           самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале

Познавательные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

§                           устанавливать причинно-следственные связи;

§                           строить рассуждения об объекте; подводить под понятие;

§                           устанавливать аналогии

обучающийся получит возможность для формирования

§                           строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

§                           оперировать такими понятиями как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

Коммуникативные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:

§                           допускать существование различных точек зрения;

§                           учитывать разные мнения, стремиться к координации;

§                           формулировать собственное мнение и позицию;

§                           договариваться, приходить к общему решению;

§                           соблюдать корректность в высказываниях;

§                           задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия;

§                           контролировать действия партнера;

§                           владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность для формирования

§                           учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

§                           аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

§                           с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

§                           допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

§                           осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

§                           адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Метапредметные результаты

Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, конкретное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

 Форма подведения итогов реализации программы: итоговая диагностика

Критериями эффективности занятий выступают:  снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа «Я» (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

 

pobeda

minobrriac

logo

 

ccc08589d9898cc0465e62cebb51d71e

1edae204c6bbfc0f3936eaf879db3d5e

2

rosobr_222gosuslugi

collection

5